Очерк театрала-филолога Ксении Ильиной о премьерном спектакле режиссёра-постановщика В. Буралкина «Возраст после нежного»
Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА и ЧЕСТЬ. Повторять их не смею на каждом шагу, - Как знамёна в чехле, их в душе берегу. Тот, кто хочет нажиться на гордых словах, Оскорбляет героев бесчисленный прах, Тех, что в тёмных лесах и траншеях сырых, Не твердя этих слов, умирали за них…
Вадим Шефнер
…а умирали мученически за эти «слова», шестнадцатилетняя Искра Полякова и её отважная мама – комиссар, повешенные фашистами рядом друг с другом, вчерашние выпускники средней школы Жорка Ландыс, ставший лётчиком-истребителем, Артём Шефер, подорвавший себя вместе с мостом, Паша Остапчук, потерявший ногу в бою – все они героические литературные прототипы десятков тысяч реальных молодых людей, погибших в возрасте после «нежного» во имя истинных человеческих ценностей в годы Великой Отечественной войны.
Отрывок из стихотворения фронтового корреспондента Вадима Шефнера, взятый в качестве эпиграфа к очерку, на мой взгляд театрала-филолога, не только соответствует духу военного и послевоенного времени, но и наиболее точно отображает мощную содержательную сторону премьерного спектакля «Возраст после нежного» заслуженного артиста РМ, режиссёра Владимира Буралкина в ГРДТ РМ, поставленного по мотивам повести Бориса Васильева «Завтра была война».
Как педагог, как литератор, как мама, я благодарна режиссёру В.М. Буралкину за мудрый выбор пьесы, основанной на достойном прозаическом материале для новой постановки, и несколько эксцентричную, но понятную для современной молодёжи, её сценическую реализацию.
Начиная с 90-х годов ХХ века, традиционные морально-нравственные основы нашего общества, привычные для большинства российских семей, мягко говоря, пошатнулись. Процесс становления молодого человека как личности был полностью деформирован.
Но, несмотря на все сверхсложные политические перипетии того времени, и во многом, благодаря настоящим живым примерам человеческой стойкости советского периода, связь между поколениями не была потеряна окончательно.
Вневременная актуальность базовых морально-нравственных понятий, формирующих личность настоящего Человека, менталитет преданного гражданина своей страны, крепкого семьянина и бережного хранителя позитивного житейского опыта нашли развёрнутое неординарное сценическое воплощение в трёхчасовой премьерной постановке Владимира Буралкина «Возраст после нежного».
Международный пролетарский гимн – «Интернационал», ставший музыкальной частью пролога спектакля и исполненный главными возрастными героями постановки, поднявшимися на сцену из зрительного зала, привёл воспоминания всех тех, кто пришёл на премьеру, в тонус, погрузив старшее поколение в ностальгию по детству и юности пионерско-комсомольского периода.
Словно героическая четвёрка тех самых повзрослевших «неуловимых мстителей» - кумиров советской молодёжи, эпично удалившихся в закат в кинобестселлере Эдмона Кеосаяна 1966 года, вновь ожила на сцене Русского драмтеатра в Саранске.
Именно они, «революционеры дня вчерашнего», с течением времени стали родителями выпускников средней школы 1941-го года.
Товарищ Полякова в исполнении заслуженной артистки РМ Каролины Качмазовой, мама главной юной героини Искры Поляковой, бескомпромиссная, верная идеям революции, служившая комиссаром в рядах Красной Армии, настоящая «Жанна Д’Арк» ‒ это единственный женский персонаж постановки, который на пике своего ярко-выраженного нервного срыва действительно меня поразил. В определённый критический момент слишком натянутая струна всегда неизбежно рвётся, а что говорить о человеке…
Меня, как сверхчувствительного к деталям зрителя-театрала, растрогало до слёз глубокое погружение актрисы в роль. Получилось сильно!
Режиссёр премьерного спектакля Владимир Буралкин тоже появился на сцене в одной из ведущих возрастных ролей ‒ Леонида Сергеевича Люберецкого, отца школьницы Вики, уважаемого, известного инженера-авиаконструктора, арестованного по ложному обвинению в шпионаже.
Элегантный, одетый «с иголочки», уверенный в собственных знаниях, умениях и навыках потомственный интеллигент, с достоинством рассуждающий о вечных ценностях, произвёл на меня, как на зрителя, исключительно положительное впечатление.
К репликам Люберецкого будущим зрителям спектакля «Возраст после нежного» следует обязательно прислушаться и даже запомнить.
Леонид Сергеевич твёрдо убеждён, что в жизни есть две святые обязанности, о которых нужно думать: для женщины – научиться любить, а для мужчины – служить своему делу. Он свободно общается с молодёжью, делится своими мыслями о поэзии, музыке, культуре. По мнению Люберецкого, искусство должно идти к мысли через чувства. Оно должно тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть…
Многие театралы отметили точное внешнее и внутреннее попадание Владимира Буралкина, как артиста, в образ этого персонажа.
Роль Андрея Ивановича Коваленко – папы романтичной старшеклассницы Зиночки исполнил заслуженный артист РМ Сергей Лопатников.
Коваленко ‒ участник Гражданской войны, выживший, несмотря на полученные в бою тяжёлые ранения,сдержанный в суждениях, мягкий по характеру и довольно скромный по поведению человек приятной наружности. Добротно одетый и аккуратно причёсанный заводчанин.
Но скромность и кажущаяся уравновешенность этого героя, не мешают ему проявить решительность и настойчивость в сложной жизненной ситуации.
Именно он, благодаря своим упорным стараниям и умению убеждать, в прямом смысле слова, спасает репутацию директора школы Ромахина.
Чисто визуально, без бороды Сергей Лопатников гармонично смотрелся в роли Коваленко и, откровенно говоря, стилистически напомнил мне знаменитого итальянского актёра Марчелло Мастроянни.
Персонаж Коваленко, представленный Сергеем Лопатниковым, понятен и близок большинству зрительской аудитории ‒ это человек труда с добрым сердцем.
Мудрые, правильные, важные в воспитательном плане мысли были озвучены заслуженным артистом РМ Сергеем Самариным в роли бывшего командира эскадрона, героя Гражданской войны, назначенного директором средней школы Николаем Григорьевичем Ромахиным.
Не могу не процитировать его слова, созвучные по смыслу стихотворению, взятого мной в качестве эпиграфа к очерку.
«Настоящий мужчина тот, кто любит только двух женщин. Да, двух, что за смешки! Свою мать и мать своих детей. Настоящий мужчина тот, кто любит ту страну, в которой он родился. Настоящий мужчина тот, кто отдаст другу последнюю пайку хлеба, даже если ему самому суждено умереть от голода. Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей. И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни!»
Сергей Самарин, безусловно, выполнил, поставленную перед ним режиссёрскую задачу ‒ убедительно представить на сцене честного, справедливого, отзывчивого человека, учителя, гражданина своей страны, стремящегося привить детям лучшие человеческие качества.
Однако моё художественное видение этого образа несколько упрощала неопрятная форма усов и некорректное сочетание цветовой гаммы тканей, использованных при пошиве брюк-галифе.
По ходу действия спектакля, я поймала себя на мысли, что мне, как зрителю, интересно было бы увидеть и других артистов труппы Русского драматического театра в амплуа некоторых героев премьерной постановки.
К примеру, директора школы Ромахина с ещё большей степенью человеколюбия мог бы исполнить в спектакле опытный мастер сцены заслуженный артист РМ Игорь Дьячков, а Вику Люберецкую – артистка с проникновенно-доверчивым взглядом и необычным, но трогательным тембром голоса Александра Надорова.
С отрицательной ролью классной руководительницы 9 «Б» Валентины Андроновны по прозвищу «Валендра», одинокой, жёсткой, принципиальной фанатички, стремящейся жить, воспитывать и учить детей в духе «военного коммунизма» успешно справилась заслуженная артистка РМ Оксана Сизова.
«Валендра» по сюжету является реальной антитезой положительному во всех отношениях образу директора школы Ромахина. Это женщина - «сухарь». Для школьников у неё предназначена одна единственная программа: «Шаг влево, шаг вправо – «расстрел». Другого не дано. Компромиссы – явление несуществующее».
Сценическая работа над отрицательными персонажами тоже имеет свою специфику. Это не только повышенная энергозатратность, но и в большинстве случаев преодоление «себя».
Оксане Сизовой нелёгкая роль «Валендры» оказалась по плечу.
Артистка Светлана Борзова (Кузнецова) уверенно, с полной самоотдачей воплотила на сцене ГРДТ образ девятиклассницы Искры Поляковой. Искра – замсекретаря комитета комсомола. Серьёзная, ответственная, честная и открытая девочка, умеющая дружить и помогать всем тем, кто в этом нуждается. Образ Искры олицетворяет истину и преданность высоким идеалам.
Я, как филолог, обратила внимание на лингвистический символизм в имени этой героини. Предположу, что автор повести «Завтра была война» Борис Васильев неспроста назвал ведущий женский персонаж именно так, а не иначе. Искра – маленькая горящая частичка, а фамилия Полякова созвучна слову «подполье» или «подпольная». Напомню, что в годы Великой Отечественной войны активно действовала советская подпольная антифашистская комсомольская организация юношей и девушек «Молодая гвардия».
Для Светланы Борзовой роль Искры – это своего рода ранний бенефис. В премьерном спектакле ей приходилось не только активно коммуницировать с другими персонажами, проговаривать объемное количество текста, но и выполнять акробатические этюды, профессионально танцевать и петь.
Как говорила легендарная актриса Фаина Раневская: «На сцене нужно жить, а не играть!». Светлана Борзова прожила сценическую судьбу своей героини Искры Поляковой достойно!
Подруги Искры Поляковой ‒ Зиночка Коваленко (артистка Виктория Ульбашева) и Вика Люберецкая (артистка Мария Феоктистова), судя по стихийно возникающим аплодисментам в зале при их появлении, расположили к себе и даже очаровали зрительскую аудиторию.
Зиночка Коваленко – легкомысленная увлекающаяся девочка, романтичная мечтательница, в основном, именно с ней связаны комичные моменты постановки.
Виктория Ульбашева, как актриса, исполнила роль Зиночки прекрасно, но мне, как женщине с высокохудожественным вкусом, хотелось бы увидеть её образ более симпатичным, ведь это девочка, на которую уже обращают внимание мальчики. Почему бы не поменять тонкие растрёпанные коски на задорные кудряшки или «баранки» с лентами и совсем убрать совершенно не совместимую с юбкой-плиссе клиновидную баску с платья? Чисто визуально эта лишняя деталь деформирует, отяжеляет её стройную фигуру и прибавляет возраст!
В повести Бориса Васильева Вика Люберецкая – дочь известного авиаконструктора, самый женственный, нежный, благородный персонаж. Она умна не по годам, начитанна, образована. Вика ‒ это воплощение истинной любви, веры и доброты.
Для многих знатоков этого литературного произведения Люберецкая – спорный персонаж, ибо она совершает самоубийство, которое большинство обывателей считает крайним проявлением слабости. Но, если скрупулёзно разобраться с той чудовищной ситуацией, в которую попала Вика не по собственной воле, можно понять поступок девочки – она осталась честна перед самой собой, не предав ни веру в собственного отца, ни приверженность комсомольским идеалам.
Владимир Буралкин доверил исполнить эту значимую роль в новом премьерном спектакле актрисе Марии Феоктистовой. Предположу, что результатом работы над этим образом режиссёр и по совместительству художник постановки остался доволен. Лично мне понравились изящные наряды этой героини, подчёркивающие её природную грацию.
Тем не менее, мне, как зрителю, слегка не хватило сочности голосового тембра у Вики Люберецкой. Очень бы хотелось, чтобы глубокие по смыслу умозаключения интеллигентной, мудрой не по возрасту, героини не остались без внимания молодых людей, пришедших на эту постановку. Ведь главное для артиста – достучаться до сердца каждого из них!
Мило и обаятельно исполнила роль школьницы Леночки Боковой, мечтающей стать актрисой, артистка театра Александра Надорова. Образ получился воздушным и убедительным.
То, что касается артистов, исполнивших роли мальчишек-старшеклассников, то я бы разделила их на две возрастные подгруппы, как при прохождении срочной службы в армии: «деды» и «духи», поскольку уровень их актёрского мастерства полностью соответствовал их возрастной принадлежности и опыту работы на сцене.
Надеюсь, что в недалёкой перспективе, артист со стажем Юрий Трофимов в роли Сашки Стамескина научит театрального новобранца Глеба Ворошилова (Борьку Васильева) не только приёмам сценической драки, но и умению искренне улыбаться.
В целом, премьерная постановка действительно передаёт атмосферу предвоенного советского периода даже на уровне обоняния. Зрители первых рядов в полной мере прочувствовали, чем пахнет «результат» упорного физического труда, при должном отсутствии средств личной гигиены. Ведь спектакль изобилует акробатическими этюдами и эксцентричными хореографическими композициями в стиле альтернативного направления «Балета Евгения Панфилова» под психоделическую музыку (хореограф – заслуженный работник культуры РМ Мария Костерина).
Зрителям старшего поколения, планирующим посетить новый спектакль Владимира Буралкина «Возраст после нежного», следует заранее настроиться на то, что сценическая версия повести Б. Васильева «Завтра была война» всё-таки рассчитана в большей степени на молодёжную аудиторию, особенно это касается музыкально-танцевального оформления.
Но в спектакле периодически проскальзывали и знакомые ретро-мелодии. Исключительно комедийный персонаж под кодовым названием «Утёсов» в облегчённом классическом гарнитуре пастельных тонов и шляпе пастуха, в окружении юных дев с цветами наперевес, изредка разряжал драматический сюжет постановки своим неожиданным появлением и живым вокалом.
И всё-таки, в финале трёхчасового спектакля режиссёр Владимир Буралкин щадит своих героев и зрителей. Остаётся некая недосказанность о судьбах школьников в годы войны. В завершении постановки «Возраст после нежного» ребята с надеждой на лучшее смотрят в завтрашний день…
После просмотра у меня, как и у многих зрителей, возникли смешанные чувства скорби и светлой печали, а ещё искренней благодарности и моральной удовлетворённости за то, что со сцены Государственного русского драматического театра от лица героев премьерной постановки режиссёра Владимира Буралкина «Возраст после нежного» прозвучали прекрасные мудрые вечные истины, указанные в очерке ранее.
От осознания сути этих «слов» зависит прочность фундамента жизни российского человека, качество воспитания подрастающего поколения, выбор правильных ориентиров на пути становления гармонично развитой личности.
Отважные герои постановки Владимира Буралкина в ВОЗРАСТЕ ПОСЛЕ НЕЖНОГО ушли в ВЕЧНОСТЬ…
И мы, помня об их подвигах, должны оставаться, прежде всего, людьми, способными верить, надеяться и любить!
«Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой. И глаза молодых солдат С фотографий увядших глядят… Этот взгляд, словно высший суд, Для ребят, что сейчас растут. И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, Ни с пути свернуть!»
Евгений Агранович
Автор: кандидат педагогических наук, академик МАНЭБ, руководитель Представительства Фонда социального развития «Надежда» по Республике Мордовия и Пензенской области, Ксения Ильина