ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Начало
Решением Исполнительного комитета Совета Рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Мордовской автономной области от 25 августа 1932 года был создан Мордовский национальный театр с прикреплением к нему русской труппы под одним административно-художественным руководством.

Первый театральный сезон молодого театра открылся спектаклями "Бедность не порок" Островского и "Чудак" Афиногенова режиссеров Малого театра Григоровской и Бриллиантова. Творческий коллектив московского театра взял шефство над мордовским театром. Пресса писала: "Бедность не порок"- новая серьезная победа, первый аттестат об окончании творческим коллективом театра начальной школы искусства". Затем последовали "Гроза","Лес","Без вины виноватые" А. Островского, "Чапаев" Фурманова, "Платон Кречет" Корнейчука и другие спектакли. Уже через четыре года театр драмы имел в своем репертуаре 10 постановочных и оформленных пьес с полным комплектом костюмов, декораций, париков, бутафории. Имена актеров, работавших в те годы в драматическом театре, навсегда останутся в его истории. Это Кузьма Тягушев, Владимир Зорин, Екатерина Миронова, Нестор Костюшов, Степан Колганов, Анна Аржадеева, Наталья Белова, Александра Сернова, Александр Шорин и многие другие.
Театр в годы Великой Отечественной Войны
Еще в первые месяцы войны, несмотря на уход в Советскую Армию ряда актеров, творческий коллектив театра драмы поставил такие значительные пьесы, как "Беспокойная старость" Л. Рахманова, "Как закалялась сталь"- инсценировка по одноименному роману Н. Островского, "Парень из нашего города" К. Симонова. Таким образом, в самом начале военной поры театр сумел создать репертуар из произведений, воскресающих события Гражданской войны. творческий коллектив театра увлеченно работал над спектаклями вместе с режиссером А. Шориным. Никогда, пожалуй, театр не работал с такой интенсивностью, как в годы войны. Современная советская драматургия стала для советского театра как той военной шинелью, которую с первых же дней войны надела вся наша страна. Внимание театра теперь, в основном, было направлено на обслуживание воинов Красной Армии, на шефские выступления перед защитниками Родины. Активное участие в этой работе приняли ведущие актеры В. А. Зорин, С. И. Колганов, проявившие инициативу планомерной организации всей военной шефской работы. Этапной работой этого периода явился спектакль "Большевик" Д. Дэля. В нем впервые театром были показаны образы В. И. Ленина, Я. М. Свердлова, М. Горького. Это было серьезным испытанием зрелости, мастерства, творческой глубины актеров.
50-е
Этот период связан с лучшими страницами истории театрального искусства, с его смелыми творческими поисками. Опыт работы над Островским и Горьким подготовил коллектив к освоению драматургии Л.Толстого и И.Тургенева.

В 1951 году была поставлена "Анна Каренина", а в1953 году - "Живой труп" и "Дворянское гнездо". Включение в репертуар "Анны Карениной" немыслимо без исполнительницы главной роли. Но в театре была актриса, творческая индивидуальность которой позволяла надеяться на успешный исход её работы над трагическим образом Анны Карениной. Эту актрису звали Анна Андреева-Бабахан. Огромный успех, который выпал на долю этого спектакля (режиссер Л.В.Развозжаев), был, бесспорно, вызван талантом А.Андреевой-Бабахан.

Большой успех выпал на долю постановки драмы "Учительница" П.Кириллова. В этом спектакле вновь блеснула дарованием заслуженная артистка республики А.Аржадеева, исполнившая роль Луши. Образ Луши во многом обогащен и дополнен образом Фильки в исполнении артистки Н.Куделькиной. Эти два образа слились в единое поэтическое и волнующее целое, в единый образ будущего.

К числу интересных актерских работ печать относила игру А. Аржадеевой (Эрьма), Я. Коломасова (Прока), заслуженного артиста республики Н. Костюшова (Эмель), В. Живаева (Аркадий).
60-е
В 1960 году в театр пришли 13 выпускников Ленинградского государственного театрального института имени А. Н. Островского. Это Владимир Долгов, Вячеслав Акашкин, Евдокия Федяева, Геннадий Мелехин, Геннадий Некрасов, Елена Грачева, Николай Пискаев, Александр Кручинкин, Николай Сарайкин, Алексей Михатов, Любовь Учаева и др. Молодые, талантливые, готовые свернуть горы артисты сразу влились в репертуар театра. Большую поддержку оказал им в то время директор театра Роман Савельевич Малкин, главные режиссеры театра Александр Захарович Влодов, а затем Вениамин Семенович Вениаминов.

«Власть тьмы» Л. Толстого, «Океан» А. Штейна, «Иркутская история» А. Арбузова, «Рассудите нас, люди» Л. Андреева – вот только неполный перечень спектаклей, которые украшали тогда афишу театра.

1970 год - главным режиссером русской драмы становится Владимир Васильевич Долгов.

«А зори здесь тихие» - этот спектакль был поставлен еще до выхода на экраны знаменитого фильма и собирал аншлаговые залы. Нина Чупрова, Зинаида Павлова, Любовь Денисова, Мария Кевбрина, Вячеслав Акашкин, Геннадий Мелехин, Зинаида Кириллова, Виктор Ширманов, Владимир Третьяк- на эти шел зритель.

Долгов Владимир Васильевич родился 3 июля 1935 года. Народный артист РМ, заслуженный деятель искусств РФ и МАССР. Окончил актерский факультет Ленинградского государственного театрального института имени. А.Н.Островского, Высшие режиссерские курсы при Гиттисе. С 1960 г. актер Мордовского республиканского муз.-драм.театра. С 1970-1980г.г.- главный режиссер театра драмы.

Каждая сыгранная им роль – это событие в театре. Вебер в «Опасной профессии» Бр.Тур, Рябинин в «Человеке со стороны» И. Дворецкого, Никита во «Власти тьмы» Л. Толстого, Сергей в «Иркутской истории»А. Арбузова, Адуев в «Обыкновенной истории» И. Гончарова, Окоемов в «Красавце-мужчине» А. Островского и другие, такие непростые, со своими особенностями- во всех образах Долгову удается выявить главное, основное,что составляет душу и героя и спектакля, донести до зрителя суть его, потрясая каждый раз своей игрой их сердца, их воображение, их мироощущение.

Среди лучших спектаклей Долгова- режиссера особое признание получили такие, как «Поздняя любовь» А. Островского, «Последние» М.Горького, «Забыть Герострата» Г. Горина, «Сказание об Анне» З. Тоболкина, «Энергичные люди» В.Шукшина, «Иванов» А.Чехова, «Гнездо глухаря» В.Розова и другие. Среди многочисленных спектаклей Владимира Долгова немалое место занимают поставленные по пьесам мордовских драматургов-Г. Меркушкина «Голубое сияние», С. Фетисова «Осенние звезды», А. Терешкина «Крестник его Величества», «В прошении –отказать» и т.д.
80-е
В театре появляются новые имена: Николай Большаков, Людмила Пузанкова, Софья Вельмакина, Игорь Дьячков, Светлана Милашенко, Нина и Геннадий Арекаевы, Лариса Роговых.

У своих старших товарищей они учатся актерскому мастерству, общению со зрителем, любви к своей профессии и театру.

Главный режиссер Виктор Федорович Королько активно включал молодых актеров в репертуар, стремясь, чтобы его спектакли глубоко проникали в сердца людей не «красивостью» театральной постановки, а глубиной постижения человеческих характеров, реальностью событий, стремлением понять морально-нравственные проблемы, волнующие общество. «Старый дом» А. Казанцева, «Рядовые» А. Дударева, «Русские люди» К. Симонова, «Отелло» У. Шекспира, «Звезды на утреннем небе» А. Галина – классика и современность причудливо переплелись в репертуаре русской драмы.
90-е
90-е годы – время прихода в театр Сергея Адушкина, Натальи Переплетчиковой, Ольги Вдовиной, Алексея Тимина.
С 1997 года главным режиссером театра работает заслуженный деятель искусств РМ, лауреат Государственной премии РМ Андрей Ермолин. Поставлено множество спектаклей самых разных жанров и направлений – комедий, драм, трагедий. А. Островский и Ж.-Б. Мольер, Эдуардо Де Филиппо и Л. Андреев, В. Шекспир и А. Слаповский, А. Чехов и А. Володин - это далеко не полный перечень имен драматургов, чьи пьесы составляли и составляют репертуар театра. Театр стремится к тому, чтобы быть интересным всем зрителям, независимо от возраста и социального положения. И, надо признать, добивается своей цели.
Театр в 21 веке
Творческие позиции театра определяются стремлением идти в ногу со временем. В 2001 г. приходят студийцы первого актерского курса, набранного специально для ГРДТ (мастер курса А. Ермолин). Владимир Буралкин, Сергей Лопатников, Сергей Самарин, Анатолий Свешников, Юлия Егоркина, Каролина Качмазова и др.

В репертуаре театра - А. Островский «Банкрот», Ж.-Б. Мольер «Тартюф», А. Касона «Дикарь», А. Слаповский «Блин-2», А. Дударев «Порог», Н. Эрдман «Мандат», В. Шкваркин «Чужой ребенок и др.

В 2002 г. здание полностью отремонтировано. К открытию 75-го юбилейного сезона силами театральных работников были отреставрированы два великолепных красочных ярких панно в фойе 3-го этажа, когда-то закрытых гипсокартоном. Написанные в 1992 г. замечательным художником Олегом Колчановым, они были признаны лучшей монументальной работой года и сегодня обрели вторую жизнь.

В 2006 г. театр был признан лучшим учреждением культуры Республики Мордовия. С этого же года на нашей сцене проходит традиционный Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники».Спектакль Андрея Ермолина «Порог» по пьесе А. Дударева открыл фестивальную историю нашего театра в данном театральном форуме. Работа Н. П. Большакова в роли Андрея Буслая получила высокую оценку театральных критиков. О «Пороге» с его болью, тревогой и просветлением говорили во всех самых отдаленных уголках нашей республики. Впоследствии театр с успехом принял участие с этим спектаклем в Международном театральном фестивале «Подмосковные вечера» (г. Мытищи). В октябре 2006 г. «Порог» открыл I региональный фестиваль «Театральные встречи на Суре» (г. Пенза). Ставший с 2006 г. ежегодным, Международный театральный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники» получил широкий резонанс в театральном пространстве РФ и далеко за ее пределами.

Театр – не замкнутое пространство, и мы не ограничиваемся лишь одной сценической площадкой. Ежегодно театр организовывает полноценные гастроли по Мордовии, чтобы жители республики смогли увидеть лучшие спектакли ГРДТ. Кроме того, география гастрольной и фестивальной деятельности нашего театра распространяется далеко за пределы Мордовии.

Участие в таких российских и международных фестивалях, как Международный фестиваль русских драматических театров в Йошкар-Оле «Мост дружбы» Международный театральный фестиваль на Волге в Тольятти (2001, 2014, 2019 гг), Региональный театральный фестиваль «Театральные встречи на Суре» в Пензе (2006 г.), Международный театральный фестиваль «Подмосковные вечера» в г. Мытищи ( 2006 г.), Первый окружной фестиваль «Театральное Поволжье» в Пензе (2011 г.),IV Международный фестиваль камерных и моно спектаклей «Отражение» в Литве (2011г.), XI Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф. Достоевского в Великом Новгороде (2011 г) , IV международный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «МОЛФЕСТ.РАМПА.РУ» в Кишиневе (2012 г.), «Мельпомена Таврии» в Херсоне (2013 г.), Международный театральный фестиваль «Липецкие театральные встречи» в Липецке (2013 г.), Межрегиональный фестиваль «Волга театральная» в Самаре (2015, 2021 гг.), VIII Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной» в Рязани (2023 г.) стало для театра признанием его яркого индивидуального творческого лица. Театр находится в той поре творческой зрелости, когда может ставить перед собой самые сложные задачи и успешно решать их. В настоящее время разработаны и реализуются множество интересных проектов, всевозможных акций, главная цель которых – приобщение к театральному искусству как детей, так и взрослых.

В репертуаре театра: Г. Горин «Поминальная молитва» (реж. В. Варецкий), А. Островский «Доходное место» (реж. А. Ермолин), А. С. Грибоедов «Горе от ума» (реж. В. Буралкин), А. Вампилов «Старший сын» (реж. И. Кириллов), Н. Гоголь «Мертвые души» (реж. В. Буралкин), В. Дельмар «Дальше - тишина» (реж. А. Ермолин) и многие др.
В 2017 году после капитального ремонта Государственный русский драматический театр Республики Мордовия вновь вернулся на родную сцену. В ходе реконструкции были заменены все внутренние и наружные инженерные коммуникации, полы, потолки. Отремонтированному фасаду вернули исторический цвет, восстановили карнизы и барельеф над главным входом, отреставрировали мраморное покрытие главных лестниц входа. Но ключевые изменения произошли в самом сердце наше театрального дома, его сценическом комплексе, обретшем новые технические возможности. Более того, после технического переоснащения в распоряжении коллектива, помимо большой сцены, появилась новая, экспериментальная на 60 зрителей малая сцена, где в настоящее время реализуется театральный проект «Черная комната». К. Фрешетт, М. Огнева, Е. Гришковец, К. Смородин – в репертуаре «Черной комнаты» в основном современные драматурги. Мы стремимся сделать "ЧЁРНУЮ КОМНАТУ" площадкой для общения современных художников с современным зрителем.
Сегодня театральный проект "ЧЁРНАЯ КОМНАТА" это - Юлия Егоркина, Сергей Самарин, Сергей Лопатников, Денис Кручинкин, Юрий Трофимов, Светлана Борзова (Кузнецова), Виктория Ульбашева, Каролина Качмазова.

Художественный руководитель театрального проекта "ЧЁРНАЯ КОМНАТА" - заслуженный артист Республики Мордовия Владимир Буралкин.

В основе труппы опытные, профессионально зрелые актеры, посвятившие всю свою творческую жизнь родной сцене. Ярко проявляет себя и талантливая молодежь, совсем недавно пришедшая в коллектив.
Театр пополнился не только новыми кадрами, но и молодым задором, новыми взглядами, новой энергетикой.

С 2017 по 2023 год директор театра - народный артист РМ, заслуженный деятель искусств РМ Андрей Николаевич Ермолин.

При подготовке истории театра были использованы материалы и статьи из книг:
Б Бассаргин, В.Пешонова «Очерки истории мордовского советского театра», «Это волшебное слово-театр» (составительЮ.Ф.Юшкин), Н.Мирская «Мастера сцены Мордовии».